Малыш и гаджет. Использовать нельзя запретить

На сегодняшний день, никого не удивишь тем, что ребёнок, который не умеет ещё разговаривать и ходить, с планшетом или смартфоном обращается намного лучше и свободнее старшего поколения.

Никто не спорит с тем, что современные дети очень отличаются от своих родителей, не говоря уже про бабушек и дедушек. Однозначно, на них очень влияет среда и пространство, в котором они находятся. За последние годы и десятилетия человечество спринтерскими темпами развивается в сторону технического и цифрового прогресса. Всевозможные устройства и технологии уже стали обыденной частью нашей жизни. И дети уже не представляют, как можно без всего этого разнообразия обойтись. А жизнь без телефона им кажется «эпохой динозавров».

Изолировать ребёнка от гаджетов вряд ли получится. Только если семья не живёт вдали от городской суеты и ведёт достаточно аскетичный образ жизни, сознательно не используя технологические новинки. Да и многие родители считают, что не нужно этого делать. Ведь ребёнок должен идти «в ногу со временем», знать как и чем можно пользоваться.

Но, как и во многих воспитательных процессах важно научиться находить баланс и золотую середину. Ведь один и тот же предмет или действие при правильном использовании может приносить неоспоримую пользу, улучшать качество жизни и расширять возможности. Но при излишнем внимании может приносить вред, оказывать негативное влияние на физическое или психическое здоровье и даже замещать собой реальную сторону жизни.

Для того чтобы лучше разобраться, что именно тревожит родителей, попробуем перечислить позитивные и негативные моменты использования новейших устройств.

Минусы для ребёнка дошкольника:

Продолжительное сидение (больше 20-30 минут) перед экраном или монитором слишком перенапрягает зрительный аппарат ребёнка и провоцирует развитие близорукости. К тому же для ребёнка неестественно долго находиться в статичной позе. Это ведёт к гиподинамии с одной стороны или неконтролируемой активности с другой. Ведь ребёнку потом необходимо как-то выплеснуть накопившуюся энергию.
С гаджетом невозможно поговорить в том смысле, в котором это необходимо ребёнку для гармоничного развития. Телефону не задашь вопрос, не получишь обратную связь, он не сможет эмоционально отреагировать на действие или высказывание. С ним невозможно выстроить доверительный контакт или поделиться душевным теплом. Только в диалоге с человеком ребёнок развивается социально и эмоционально. Также это очень влияет на развитие речи ребёнка в целом.
При просмотре мультфильма/игры малыш выступает в роли слушателя, наблюдателя, но не активного участника процесса. Его мнение не важно. Даются уже готовые шаблоны, которыми необходимо только манипулировать. Это может привести к ухудшению развития творческих качеств/креативности, пассивному усвоению информации и ограничивать работу мышления (навык критического мышления страдает особенно).
Малыш в возрасте до 3-4х лет познаёт окружающий мир через взаимодействие с ним. Во время игры на телефоне у человека в основном задействованы 2 канала принятия информации: зрение и слух. Но для ребёнка этого недостаточно, ему нужно использовать также прикосновения, движение, обоняние, вкусовые рецепторы… Чтобы научиться играть в мяч и использовать его – с ним нужно повзаимодействовать. Не достаточно смотреть на экране как он прыгает или катится.
Неконтролируемый по содержанию просмотр мультфильмов/youtube-каналов может привести к переизбытку агрессии, повышению тревожности, впечатлительности и раздражительности. Не всегда дети самостоятельно могут оценить информацию с позиции здравого смысла. Они могут начать копировать поведение экранных героев, перенимать их ценности и выставлять схожие требования к окружающим взрослым (манипулируя и вынуждая к дорогим покупкам и т.п.)
Благодаря интернету и свободному доступу к разным сервисам теряется ценность информации. А у ребёнка может пропадать поисковый интерес, умение задавать вопросы, читать книжки или предпринимать действия для нахождения ответа.

Плюсы использования:

Гаджеты – часть техническо-информационной жизни общества и развивающего пространства в целом. Если ребёнок умеет ими пользоваться, то он себя чувствует более уверенно и современно. Но это относится к детям старшего дошкольного возраста и школьникам.
Рациональное использование телевизора/компьютера расширяет мировозрение детей и помогает им избавиться от стереотипных представлений. Благодаря новым технологиям взрослые могут больше показать, предоставить информацию, которую сложно реализовать в реальном времени (виртуальные экскурсии, жизнь животных в дикой природе, эксперименты и т.п.)
Технологические устройства делают жизнь более комфортной, удобной и интересной. Помогают людям в решении бытовых вопросов и насыщают жизнь впечатлениями.

Плюсов можно перечислять ещё много. В любом случае развитие идёт в направлении того, что цифровые технологии всё больше времени и места занимают в жизни современных людей. Чтобы это не помешало гармоничному развитию наших детей и принесло им пользу, родителям можно дать следующие рекомендации:

По возможности знакомить ребёнка позже с планшетом/смартфоном (после года, к примеру). В грудничковом возрасте это точно не выступает необходимой потребностью. Более важно реальное общение, телесный контакт и совместные игры.
Контролировать время нахождения перед экраном. Рекомендаци офтальмологов никто не отменял. И чем больше и дальше экран от глаз ребёнка – тем лучше. Телевизор предпочтительнее планшета, а планшет – телефона.
Первые мультфильмы желательно смотреть вместе. И вообще стараться анализировать контент, который предлагается (на наличие сцен агрессии, общения персонажей, эстетики мультипликационных существ). По возможности комментировать происходящее на экране и обсуждать.
Для игр, мультиков отводить конкретное время в расписании дня малыша. Функцию контроля этого времени можно переложить на будильник/таймер/песочные часы.
Стараться не злоупотреблять использованием гаджетов. Да, порой удобно усадить малыша перед экраном на какое-то время, чтобы закончить свои дела или просто передохнуть, чтоб ребёнок не мешал. Но это не должно носить систематический характер.
И, конечно, больше заполнять время ребёнка реальными активностями: прогулки, игры, спорт, чтение, творчество, общение, кулинария, помощь по дому. Также учить ребёнка занимать себя самостоятельно, показывать разные модели поведения, общения, знакомить с эмоциональным миром .

И самое главное – показывать на собственном примере все краски жизни, умение радоваться мелочам, взаимному общению, интересному времяпрепровождению, а цифровые устройства рассматривать как важную часть жизни, но не замену или подмену её.