Если воспитание детей до года складывается в основном из обеспечения их безопасности и сохранения здоровья, то в раннем возрасте первостепенным становится развитие. Малыш быстрыми темпами накапливает новый опыт, а родители склонны больше рисковать: позволяют ребенку пробовать что-то новое, познавая мир, «выводят в свет», поддерживают первые проявления его самостоятельности.
Что переживает малыш от года до трех лет
Начало раннего детства знаменуется кризисом одного года, а конец – кризисом трех лет у ребенка. Первый кризис не такой явный. Основным приобретением годовалого малыша является то, что он становится собеседником взрослого, с которым нужно считаться. Кризис 3 лет приносит более весомое новообразование в психике – осознание ребенком себя как отдельной личности.
Сам период (от 1 до 3 лет) протекает относительно спокойно и является одним из самых интересных в становлении человека. Потому что с малышом происходят разительные перемены:
• Начало ходьбы и освоение сложных движений – от первых шагов к бегу, прыжкам, лазанию, управлению ногами движущихся предметов (самоката, велосипеда). Развивается моторика пальцев рук.
• Появление игры и творчества – от манипулирования игрушками к использованию их как орудий труда (была палка – стала «палка-копалка»), затем включение в игру с простым сюжетом, к концу 3 лет – в ролевую. Сначала малыш подражает взрослому, но постепенно играет сам, поскольку развиваются память и операции мышления (обобщение, сравнение, анализ).
С удовольствием рисует пальцами, собирает конструктор, лепит из пластилина и др.
• Развитие речи – активное пополнение словарного запаса.
• Познание окружающего мира – знакомство с предметами и формирование понятий, представлений о размерах, свойствах, способах применения вещей вокруг.
• Развитие мотивации – приобретает способность контролировать свои поступки.
• Формирование чувственной сферы – испытывает различные эмоции, откликается на музыку, познает запахи, накапливает осязательные ощущения.
• Развитие самостоятельности и самосознания.
Воспитание детей раннего возраста
1. Поощряйте двигательную активность! Она необходима для развития интеллекта. Особенно это относиться к детям с задержкой психического развития.
2. Играйте с ребенком, показывая разные способы применения знакомых вещей (палкой можно барабанить, рисовать на песке, копать и т.д.).
3. Спрашивайте – отвечайте на вопросы! Стимулируйте любознательность в ребенке. Сравнивайте различные предметы (больше/ меньше, ближе/ дальше и т.д.). Обобщайте (кофта, майка – одежда). Учите анализировать происходящее (небо почернело – пойдет дождь).
4. Привлекайте малыша к творчеству. Это развивает фантазию и чувство прекрасного. Знакомьте с цветами и различным подручным материалом.
5. Читайте, рассказывайте истории малышу с разными речевыми оборотами и интонацией в голосе. Даже то, что не поймет, он все равно запомнит и применит в будущем.
6. Хвалите малыша за самостоятельность, больше доверяйте ему.
7. Знакомьте с музыкой, новыми вкусами и запахами, тактильными ощущениями (шероховатый, гладкий). Учите ребенка сопереживанию (куклам, животным, людям).
Задумываетесь о том, нужен ли детский сад ребенку? Нужен! Адаптация к социальному окружению и воспитание ребенка в 2 года пойдет продуктивнее. Тот, кто не говорил, заговорит, кто не кушал сам, научится это делать, как и опыту взаимодействия с разными людьми.